Как микрофинансовые организации оценивают будущего клиента
Скоринг – система оценки заемщика, к которой обращаются банки и крупные МФО. Она помогает показать, насколько аккуратно заемщик будет возвращать долг. В основе прогноза лежит статистика и математические вычисления. Кредиторы считают, что люди с похожими привычками приблизительно одинаково обращаются с деньгами. Именно поэтому МФК и МКК сравнивают потенциальных клиентов с другими людьми, которые уже брали займы на тот же срок и в той же сумме. Компании выстраивают скоринговые модели, в которых платежеспособность человека оценивает компьютерный алгоритм.
Обычно кредитные компании используют сразу несколько скоринговых систем, чтобы проанализировать разные категории людей и виды займов. Каждая характеристика человека оценивается в баллах. Изучив все параметры, программа получает единый скоринговый балл клиента. У надежных заемщиков – самое высокое значение по баллам, так что у них максимальные шансы получить деньги в долг на выгодных условиях. Каждая компания использует свои алгоритмы анализа, подготовиться к ним заранее не получится.
Есть общие принципы оценки клиентов, которые используют почти все МФК:
- Проверка личных данных, которые внес в анкету заемщик.
- Запрос информации от БКИ, МВД и открытых источников.
- Занесение полученных данных в скоринг с последующим анализом заявки на кредит.
Система оценки в банке и МФК работает в автоматическом режиме. Иногда клиента может набрать по телефону менеджер, чтобы задать уточняющие вопросы. При этом компании могут дать отказ, не объясняя причину, как это часто бывает в банке. Отклонить могут даже заявку лояльного клиента, который берет 5-й по счету заем. Так что заполнять анкету на кредит нужно максимально внимательно, проверять информацию на наличие опечаток.